Сказкатерапия
Сказкотерапия – метод коррекции психологических проблем личности с помощью сказок, волшебных историй, басен, былин. Каждая сказка нацелена на решение конкретной проблемы: низкая самооценка, неуверенность в себе, чувство неполноценности, достижение эмоциональной устойчивости в коллективе, разрешение внутренних конфликтов, профилактика и коррекция страхов.
Основные задачи сказкотерапии: осознание себя как личности, принятие себя и понимание собственной ценности как человека, творческая самореализация, разрешение возникающих конфликтов.
Сказкотерапия как метод практической психологии использует метафоры, которые позволяют людям развивать самосознание, становится самими собой и строить особые доверительные отношения с окружающими. Сказка всегда служила средством встречи слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступает не только «волшебным зеркалом» реального мира, но и его собственного, внутреннего самопознания.
Сказочная метафора является способом построения взаимопонимания между людьми. В сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения и рекомендации, усвоение новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
В рамках реабилитационных и психокоррекционных программ для пожилых людей и инвалидов занятия по сказкотерапии проводятся один раз в месяц. Каждое занятие начинается с чтения произведения, затем проводится анализ сказки и её обсуждение. Когда сказочный смысл проработан и связан с реальными жизненными ситуациями, используются и другие формы работы со сказками.
В ГБУ «КУртамышский ПНИ» применяется несколько методов сказкотерапии: рассказывание сказки, рисование наиболее впечатлившего эпизода сказки, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.
Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда вопросов: развитие личности, самообразование, коррекция поведения, решение стрессовых и конфликтных ситуаций.
В интернате используется приём сказкотерапии в групповой и индивидуальной работе с пожилыми людьми и инвалидами. Занятия данного психотерапевтического метода благотворно влияют на межличностные отношения, стабилизацию эмоционального климата в учреждении, снятию напряжения при конфликтных ситуациях.